На повестке дня
22 ноября в Старом Осколе состоялось заседание комитета по нормотворчеству и правовым вопросам ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области.
Заседание Комитета проводила Бочарова Татьяна Анатольевна – исполнительный директор ассоциации. От ассоциации в работе Комитета принимала участие Подорога Маргарита Ильинична – советник по юридическим вопросам. В повестку дня Комитета были поставлены вопросы правового регулирования полномочий региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами, вопросы перераспределения полномочий между уровнями местного самоуправления, а также вопросы правового и организационного обеспечения профилактики правонарушений органами местного самоуправления Белгородской области.
В заседании Комитета участвовали порядка 80 человек – это руководители и специалисты структурных подразделений администраций муниципальных районов (городских округов) Белгородской области, ответственные за реализацию деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства; организации правового обеспечения деятельности администрации; обеспечения безопасности населения: Алексеевского, Белгородского, Валуйского, Вейделевского, Волоконовского, Ивнянского, Красногвардейского, Корочанского, Красненского, Новооскольского, Прохоровского, Ракитянского, Ровеньского, Чернянского, Шебекинского, Яковлевского районов, а также Старооскольского, Губкинского городских округов, и города Белгорода.
По вопросу о существенных изменениях в полномочиях муниципальных органов власти в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами выступил с докладом начальник отдела развития программ по переработке ТКО Департамента ЖКХ Белгородской области – Фальков Алексей Анатольевич.
Докладчик озвучил существенные изменения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которые призваны, кардинальным образом, изменить действующую в Российской Федерации систему обращения с отходами. Так, вводится институт регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбираемый на конкурсной основе и отвечающий за всю цепочку обращения с отходами. Постановлением Правительства Белгородской области от 26 сентября 2016 года №350-пп утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В своем выступлении представитель департамента ЖКХ обратил внимание присутствующих, что возвращается институт лицензирования деятельности по обращению с отходами, изменяется система внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, появляется новое понятие – экологический сбор.
Теперь за органами исполнительной власти субъектов РФ закреплены полномочия в области обращения с отходами, к которым относится установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Главной же целью введения единой организации по обращению с отходами, отметил докладчик, является наведение порядка в нише твердых коммунальных отходов.
По вопросам о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления поселений (сельских/городских) и муниципальных районов выступали специалисты администраций муниципальных районов: Белгородского, Чернянского и Алексеевского.
О практике реализации федерального и регионального законодательства в сфере перераспределения полномочий Белгородского района и городских/сельских поселений участников Комитета проинформировала Галавай Н. Ю. – начальник отдела по организационно-правовому обеспечению деятельности Муниципального совета и административной реформы аппарата администрации Белгородского района. Особая роль в выступлении была отведена вопросам заключения соглашений о (приеме) передаче полномочий (части полномочий) между уровнями власти органов местного самоуправления, соблюдением сроков и существенных условий таких соглашений, с обязательным обеспечением передаваемых полномочий соответствующими средствами (межбюджетными трансфертами).
В своем докладе Галавай Н. Ю. затронула актуальную тему, касающуюся перераспределения полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Так, с 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения, в том числе, в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно указанным изменениям с вышеуказанной даты распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
С 01.01.2017 г. вступают в силу изменения в части 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» - органы местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, будут осуществлять полномочия за сельские поселения.
В то же время городские поселения осуществляют указанные полномочия самостоятельно. Указанные полномочия невозможно передать по соглашениям на уровень муниципальных районов, поскольку согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подобными соглашениями возможно передать только полномочия по решению вопросов местного значения, а полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не входят в перечень вопросов местного значения поселений.
По словам докладчика, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что внесенные изменения являются существенными, поскольку дополняют и конкретизируют основания распределения полномочий между органами местного самоуправления в зависимости от местонахождения земельного участка, наличия правил землепользования и застройки, целей предоставления земельных участков, региональных особенностей и тем самым исключают правовую неопределенность.
О практике взаимодействия между муниципальным районом «Чернянский район» и сельскими поселениями района, не связанным с осуществлением переданных полномочий, рассказала в своем докладе Нечаева Н. М. – начальник отдела правового обеспечения органов местного самоуправления Чернянского района. В качестве примера была предоставлена информация о взаимодействии экономического управления администрации Чернянского района с городским и сельскими поселениями по таким направлениям как мониторинг эффективности деятельности муниципального района в части контроля над заполнением формы в информационном аналитическом портале; федеральное статистическое наблюдение в части контроля над сдачей на бумажном носителе показателей инфраструктуры поселений (форма 1-МО); прогноз социально-экономического развития сельских поселений в части контроля над заполнением установленных форм; содействие в правоотношениях с Управлением Министерства юстиции по Белгородской области при внесении изменений и дополнений в Уставы сельских поселений или при направлении нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления сельских поселений, подлежащих включению в регистр нормативных правовых актов Белгородской области.
Актуальность вопросов разграничения полномочий между уровнями местного самоуправления, необходимость повышения качества исполнения вопросов местного значения на поселенческом уровне, были затронуты в докладе Харжан А.В. – начальника управления правовой работы, муниципальной службы и кадров аппарата главы администрации Алексеевского района.
Завершая свое выступления докладчик отметил, что перераспределение полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами на основе соглашений представляется наиболее приемлемым, так как учитываются интересы муниципального района и сельского поселения, особенности территории, а также возможности конкретного муниципального района и сельского поселения. В свою очередь это позволит выбрать наиболее эффективный и рациональный способ исполнения полномочий.
По вопросу о совершенствовании правового и организационного обеспечения профилактики правонарушений органами местного самоуправления на региональном и муниципальном уровнях выступила Киреева Ж.Н., старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) исполнительными органами власти, органами местного самоуправления и правовому обеспечению – старший советник юстиции.
В своем выступлении основное внимание Киреева Ж.Н. уделила вступившему в законную силу 22 сентября 2016 Федеральному закону от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который на ряду с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными законами РФ, предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обладают определенными правами и обязанностями. Согласно статье 12 Закона №131-ФЗ органы власти на местах принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений; создают координационные органы; принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений; обеспечивают взаимодействие лиц, участвующих в профилактике правонарушений на территории муниципального образования; осуществляют профилактику правонарушений в таких формах, как правовое просвещение и правовое информирование, социальная адаптация, ресоциализации, социальная реабилитация, помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженных риску стать таковыми.
При осуществлении профилактики правонарушений субъекты профилактики правонарушений обязаны соблюдать законодательство РФ; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений информации; обеспечивать доступ к информации о своей деятельности.
Заседание прошло в рабочей обстановке, участники и члены Комитета задавали вопросы докладчикам. По всем обсуждаемым вопросам приняты решения.
Подводя итоги работы Комитета, Бочарова Татьяна Анатольевна, отметила, что для организации и совершенствования взаимодействия между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти, представители муниципальных образований должны участвовать в обсуждении актуальных вопросов, формировать и высказывать свою позицию, в том числе, используя свое право законодательной инициативы.
А. ЛЫТНЕВ