Главная Контакты

Свежий номер



Голосование

Перспектива публикаций в газете "Заря"


Гороскоп









Алексеевка

Реклама

Календарь

«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Облако тегов



Для детей и взрослых

27-03-2018, 08:25 | Раздел: --- | Просмотров: 412 |
Было отмечено, что в условиях интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения или несоблюдение их. В дальнейшем из этих недисциплинированных пешеходов вырастают недисциплинированные водители. Наша задача помочь учащимся усвоить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, научить правильному поведению при дорожно-транспортном происшествии, способствовать приобретению знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных дорожных ситуаций.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.
1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом - психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.
3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий - переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности.
4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.
5. Одной из особенностей поведения младших школьников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.
6. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.
7. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.
8. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.
Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.
Целесообразно правила безопасного поведения на дороге формулировать в утвердительной форме, в которой содержатся руководства к действию. Cледует объяснять детям как надо делать. Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся. Обучение должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить с ребенком Правила дорожного движения, но и на то, чтобы научить видеть опасность на дороге и действовать адекватно обстановке, т.е. научить анализировать ситуацию. Таким образом в ходе обучающих занятий основными задачами являются:
- ознакомить с основными требованиями Правил дорожного движения;
- развивать у детей внимание и внимательность;
- научить предвидеть дорожную ситуацию (через ответы на вопросы, ролевые игры, анализ предложенных ситуативных задач).
Не менее серьезной проблемой является поведение подростка на дороге. Здесь нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, хотя и такое бывает, а от поверхностного, несерьезного, а иногда и нигилистического отношения к их соблюдению.
Начиная с 10-11 лет, дети становятся менее дисциплинированными и более самостоятельными в своих действиях. Формирование характера, выбор своего индивидуального поведения, поступков, стремление к лидерству, склонность к риску – особенности этого возраста. Причина риска связана иногда с театральной демонстрацией своего мужества окружающим - нередко это демонстрируется не только сверстникам, но и водителю приближающегося транспортного средства в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы на дороге, составляют лица, стремящиеся прейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта и дорожной обстановки вообще. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда подростки являются участниками ДТП в качестве водителей, конечно же, не имея ни водительских прав, ни необходимого опыта вождения. Нередки случаи, когда несовершеннолетние появляются на дороге в нетрезвом состоянии и становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция, что, нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют свой инфантилизм как в глазах взрослых, так сверстников, а также показывают плохой пример малышам. В беседе с подростками инспектор должен занять партнерскую позицию, упор необходимо делать на причинно-следственные связи в действиях и последствиях на дороге. Основными целями занятий будут являться:
- расширение и углубление знаний Правил дорожного движения;
- ознакомление учащихся с ответственностью за нарушения ПДД;
- развитие ответственности за свои действия.
Для усиления обучения необходимо использовать примеры из практики, но они должны быть связаны с темой беседы; возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту учащихся, для которых приготовлена беседа. Нельзя говорить: «В вашем возрасте я делал также» - это подрывает авторитет сотрудника Госавтоинспекции, и у подростка может сложиться мнении, что такое поведение допустимо.
Основной темой выступлений перед старшими школьниками будет ответственность (административная, гражданская, уголовная, моральная). Особое внимание стоит уделить теме «Ответственность за нарушение правил дорожного движения лиц, управляющих велосипедами, мопедами и мотоциклами». На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на социальный, экономический и нравственный аспект предмета, призванного обеспечить безопасность и сохранить жизнь всем участникам дорожного движения, не допустить материальных и моральных потерь, которые приносят дорожно-транспортные происшествия.
Какие бы формы обучения детей правилам поведения на дороге мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.

Особое значение в привитии учащимся Правил дорожного движения имеет организация в школе отряда юных инспекторов дорожного движения при объединении дополнительного образования, рассчитанный на возраст 10-12 лет, под руководством инструктора по безопасности движения (ЮИД).Такой отряд принимает самое активное участие по профилактике ДДТТ, особенно среди начальной школы.
Участвует в различных мероприятиях, утренниках, в таких конкурсах как «Дорога и мы», «Дорога, дорога, ты знаешь так много», в изготовлении памяток для учащихся и родителей, стендов и плакатов, с целью пропаганды ПДД.
В течение учебного года инструктор по безопасности дорожного движения проводит следующее:
- составляет раздел общешкольного плана внеклассной работы с учащимися по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского транспортного травматизма;
- помогает классным руководителям и учителям начальных классов в составлении планов работы по безопасности дорожного движения;
- контролирует выполнение мероприятий по профилактике нарушений, детского транспортного травматизма, записанных в общешкольный план и план воспитательной работы учителей;
- в работе по безопасности движения среди учащихся и родителей привлекает в помощь учителям актив автохозяйств, автомобилистов, сотрудников ГИБДД, а также родителей, имеющих автомобили;
- в конце каждой учебной четверти на педсовете информирует администрацию школы и учителей о результатах проведенной работы и знакомит с планом мероприятий на следующую учебную четверть;
- обобщает опыт проведения воспитательной работы по профилактике детского транспортного травматизма, в методическом кабинете школы создает уголок из материалов по безопасности дорожного движения;
- организует выступления на тему профилактики ДТП с участием ЮИД
- привлекает старшеклассников и учителей рисования к организации выставок и уголков безопасности движения из плакатов ГИБДД и рисунков учащихся;
- организует совместно с учителями внеклассные мероприятия: праздники, игры, викторины и др.;
- участвует в оформлении общешкольного уголка безопасности дорожного движения.

Формы работы с детьми
В зависимости от возрастной категории учащихся, для лучшего закрепления полученных знаний можно использовать следующие формы
1.Викторины
При подготовке учитывать: - возраст
- имеющуюся базу знаний
Особенности: - определяется тематика (одна тема или несколько)
- вопросы строятся от простых к сложным
- конкретность постановки вопросов (вопросы должны предполагать
конкретные ответы);
- формы проведения:
а) блиц-опрос
б) брейн-ринг
в) КВН и т.д.
2.Беседы
При подготовке учитывать: возрастные особенности
Начальная школа: а) есть начальные знания – продолжение обучения
б) использовать опорные фразы, наглядность
в) управление велосипедом (основы)

Среднее звено: а) ДТП: виды, причины, последствия
б) приведение примеров
в) управление велосипедом
г) вводится понятие «Ответственность»

Старшие классы: а) ответственность: административная,
гражданская, уголовная, моральная
б) управление мопедом, мотоциклом
3.Конкурсы, соревнования
1. Разрабатывается положение о конкурсе:
- утверждается руководителями ведомств, участвующих в проведении;
- указываются цели и задачи;
- условия проведения;
- возраст участников;
- критерии определения результатов;
- список рабочей группы и жюри;
- финансовое обеспечение
2. Четко определяются временные рамки каждого этапа.
3. Определяются ответственные за каждый этап.
4. Проводится подробный инструктаж рабочей группы, жюри и участников конкурса.
4.Игры
Интеллектуальные: а) настольные
б) тренажерные
в) компьютерные

Сюжетно-ролевые: - позволяют моделировать типовые варианты дорожной
обстановки
а) в помещении
б) на улице
в) на транспортной площадке
5.Экскурсии
Заочные – используются фото-видео материалы, схемы;

Очные: а) на улице – отработка и закрепление на практике имеющихся
теоретических знаний, обучение проводить анализ ситуации в
конкретных дорожных условиях:
- пешие
- автобусные
б) в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД,
спецтехникой

Работа с родителями

Большая роль по развитию у детей навыков безопасного поведения на дороге принадлежит родителям, т.к. только ежедневные напоминания правил и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.
В школах обязательно должны быть уголки безопасности, которые могут содержать:
1.Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
2. Основные причины ДТП с участием детей.
3. Сведения о конкурсах, мероприятиях по БДД.
4. План работы ЮИД.
5. Фотовитрина (о ДТП).
6. Сменные плакаты по особенностям сезона.
7. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:
- как обучать ребенка азбуке дорог;
- законопослушный пешеход;
- «дорожные ловушки»;
- ребенок-пассажир, велосипедист и др.

Во время занятий в кружке с ЮИД можно предложить им сделать памятки или нарисовать плакаты для учащихся, родителей и водителей, в целях закрепления знаний и активной пропаганды ПДД. Такие памятки могут содержать следующую информацию:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
1. Приучите ребенка переходить дорогу размеренным шагом, ребенок должен твердо знать, что бежать через дорогу опасно.
2. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
3. Приучите ребенка, что при переходе дороги нельзя отвлекаться на посторонние вещи, разговоры.
4. Объясните ребенку, что дорогу переходить можно только в установленных местах: на пешеходном переходе или перекрестке. Если пешеходный переход регулируемый, то, как и красный, желтый сигнал светофора является запрещающим, т.к. водители могут заканчивать движение.
5. Учите ребенка наблюдать за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
6. Объясните ребенку, что выходить на проезжую часть из-за кустов, сугробов, машин очень опасно. Предварительно необходимо осмотреть дорогу, а еще лучше перейти ее там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
7. Приучите ребенка, что из транспортного средства взрослый всегда выходит первым, из автомашины – только в сторону тротуара или обочины.
8. Не разрешайте ребенку играть на проезжей части и вблизи нее.
9. Иди по тротуару лучше, если со стороны проезжей части будет взрослый. Маленьких детей надо крепко держать за руку, и быть готовым удержать при попытке вырваться – это довольно частая причина ДТП с участием дошкольников.
10. Объясните ребенку, что во дворе тоже могут быть машины, поэтому выбегать из подъезда опасно.
Памятка учащимся о правилах дорожного движения
Юный друг! Ты знаешь, что по улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, скутеры, троллейбусы, автобусы и трамваи. Они имеют большую скорость, и мгновенно их остановить невозможно.
Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своей жизнью. Такой риск никому не нужен.
Выйдя из дома или из школы на улицу, помни:
1. Надо быть всегда примером в соблюдении правил уличного движения и требуй это от своих товарищей.
2. Переходи улицу по пешеходным дорожкам и только на зеленый сигнал светофора, а там, где его нет, при отсутствии близ идущего транспорта.
3. Не выбегай внезапно на дорогу из-за стоящего транспорта, т.к. он закрывает видимость, и ты можешь попасть под другую машину.
4. Ожидая автобус, троллейбус или трамвай, стой на тротуаре или посадочной площадке.
5. Не выезжай на велосипеде на улицу, если не выучил правила движения и, тем более, если тебе нет 14 лет.
6. Помни о малышах. Появившись на улице, они затевают опасные игры на мостовой. Чтобы сохранить им жизнь и здоровье, уведи их с проезжей части дороги.
Соблюдая правила уличного движения, ты будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную и ответственную работу по перевозке пассажиров и грузов.
А. БЕЛОУС,
инспектор по делам несовершеннолетних ОМВД России по Красненскому району.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Разместил: Tatjana

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Яндекс.Метрика